Самому честному обманщику посвящается!

Всем известна фраза, настраивающая на шуточный лад: И это правда, клянусь своей треуголкой!!! Сразу вспоминается образ чудаковатого фантазера барона Мюнхгаузена. 


У него сегодня день рождения и я лично его поздравила! Барон в свои 299 лет, ну просто отлично выглядит, клянусь своей треуголкой!

Итак, 11 мая 1720, в древнем нижнесаксонском роду родился Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхга́узен. И уже с пятнадцати лет (1735 г) служил пажом у влиятельного герцога. А в 1737 уехал в Россию в качестве пажа к молодому герцогу Антону Ульриху, жениху, а затем мужу принцессы Анны Леопольдовны. 


В 1738 году участвовал с герцогом в турецкой кампании. В 1739 году (по другим данным — в 1737 году) поступил в чине корнета в Брауншвейгский кирасирский полк, шефом которого был герцог. 

В начале 1741 года, сразу после свержения Бирона и назначения Анны Леопольдовны правительницей, а герцога Антона Ульриха — генералиссимусом, получил чин поручика (в 21 год) и командование лейб-компанией (первой, элитной ротой полка).

В том же году пережил елизаветинский переворот, свергнувший брауншвейгскую фамилию. А  в 1744 году он командовал почётным караулом, встречавшим в Риге невесту цесаревича — принцессу Софию-Фредерику Ангальт-Цербстскую (будущую императрицу Екатерину II).

 И в том же году женился на рижской дворянке Якобине фон Дунтен. А 1752 году барон вернулся в Германию. Информация взята из Википедии, поэтому сомнению не подлежит!

Согласитесь, не каждый может похвастаться такой бурной молодостью. Именно этот фактор, а так же, самоирония и яркое воображение с блестящим образованием сделало его замечательным рассказчиком. Правда и вымысел смешались в памятные веселые истории, которые любили слушать по вечерам соседи и друзья эксцентричного барона. 


Такие рассказы обычно проходили в охотничьем павильоне, построенном Мюнхгаузеном и увешанном головами диких зверей и известном как «павильон лжи». Другим излюбленным местом для рассказов Мюнхгаузена был трактир гостиницы «Король Пруссии» в соседнем Гёттингене. Один из слушателей Мюнхгаузена так описывал его рассказы: 

"Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша… Он жестикулировал всё выразительнее, крутил на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его всё более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии. "

Скажите, чем этот замечательный рассказчик отличается от современного рыбака или охотника? 

Сейчас бы нашего барона признали  отличным стендапером или блогером, умеющего сочинять веселые байки.

Но Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории, лжеца. Почему?

То, что предполагалось для забавы узкого круга людей, анонимно, без согласия барона, было опубликовано в 1761 году. А затем с 1781 года выходят несколько публикаций с его историями, положившие начало формированию легендарного образа барона Мюнхгаузена. Говорят, барон очень разозлился!

Авторы этих книг долгие годы оставались не известными, но при этом не забыли упомянуть, что рассказы принадлежат известному своим остроумием г-ну М-г-з-ну (Мюнхгаузену), живущему в Г-ре (Ганновере).

 В этих книгах появились «бродячие» истории неизвестного происхождения, также приписанные барону, а его истории подверглись редакции и некоторой перефразировке, события некоторых рассказов окончательно потеряли элемент утрированности. Чтобы придать контрастности, персонаж барона -  сделали героем в байках, но трусоватым плутом в быту, что привело к популярности публикаций и искаженному восприятию истинного смысла историй публикой. 

Из блеставшего остроумием барона Мюнхаузена, он превратился в барона-лжеца, а анонимный автор стал классиком в литературе. Тем не менее мы знаем и любим его именно таким каким создал его Э. Распе. Да? Мне, вот, больше нравится грустная версия мечтателя в фильме «Тот самый Мюнхгаузен»

Что ж, вот вам еще одна байка от барона Мюнхгаузена - под названием "жизнь".

Не смотря на то что, оставив ярчайшее литературное наследие, барон умер в нищете, он все же, по законам жанра, совершил невозможное.

Его образ стал литературным персонажем, на столько глубоким, что проявил себя как человека романтичного с ярким воображением, умеющего привлечь публику, мастера приукрасить и сгустить краски для убедительности. 
Более того его полюбили за остроумную ложь, эксцентричность, находчивость, обаяние и великолепие и простили все недостатки! 

И это при том что, в психиатрии существует синдром барона Мюнхгаузена, в логистике ссылаются на аргумент невозможности обоснования "трилемма Мюнхгаузена" (хотя я считаю, что это не аргумент, а косвенное признание Женской логики), а некоторые его истории до сих пор служат замечательной разминкой для ума многих ученых. 


Главное не забывать и не путать понятия:

Барон никогда не скрывал, что фантазирует на потеху приятелей. К нему шли и просили рассказать байку. И это не ложь, не обман – это жанр искусства.

Обман, это когда сознательно перекручивают факты, чтобы ввести в заблуждение и добиться от вас желаемого, а также получить выгоду.

Обман — это когда вам продают просроченный продукт с обновленной датой выпуска.

И я вам скажу, как только Женскую логику начнут изучать на равне с другими дисциплинами, человечество покорит космос и избавится от болезней. Даже у абсурда есть свое математическое уравнение!) Клянусь своей треуголкой!!!







Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Всегда двигайтесь!

«Голубой» - глоток свежести в жаркий полдень

А почему сразу Лемминги?)